Иконостас выполненный по рисункам Адриана Прахова

 

Православный храм и его устройство

 

Православный храм - это гораздо больше, чем дом молитвы, - это целый мир, ...собранный воедино благодатью,

таинственно преображенный в соборное тело Христово.

Е.Н. Трубецкой

 

 

Устроение храма это своеобразный гимн красоте и премудрости сотворенного Богом мира. Он выражен в единстве трех областей: земной, небесной и Божественной. Отсюда наиболее распространенное трехчастное деление храма: притвор (или нартекс по гречески), собственно храм (или наос) и алтарь. Давайте войдем во Владимирский собор и осмотримся с помощью круговой панорамы.

 

Алтарь знаменует собой область бытия Божия, средняя часть - область горнего Ангельского мира (духовное небо) и притвор - область земного бытия. Алтарь отделен от наоса, где находятся верующие, иконостасом.

 

После грехопадения человека Царство Божие было закрыто для него. В ветхозаветном храме область бытия Божия символизировала Святая святых, куда никто не мог входить, кроме первосвященника один раз в год с кровью очистительной жертвы. Первосвященник был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте откроет Царство Небесное для всех. История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах под землей ставилась, как святыня, каменная гробница с останками святого мученика. На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось Таинство Евхаристии - претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

 

Слово "алтарь" происходит от латинского alta ara что означает "возвышенное место". Алтари христианских храмов устраиваются на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Это правило берет свое начало еще с глубокой древности и соблюдается по сей день. Алтарь как правило ориентирован на восток. Теперь и мы с вами можем заглянуть в Святая Святых Собора с помощью панорамы "алтарь".

 

Первую и важнейшую часть алтаря составляет Святой Престол. Престол для храма - то же, что Церковь для мира. Как знамение Единого Бога Вседержителя, являющегося центром всякого тварного бытия, Престол располагается только в центре алтарного пространства. Он символизирует и Гроб Господа Иисуса Христа, в котором покоилось Его Тело до момента Воскресения, а также и Самого Господа, лежащего во Гробе. Четырехугольная форма указывает на Четвероевангелие, содержащее всю полноту учения Спасителя, и то, что все четыре стороны света, все люди призываются к общению с Богом в Святых Таинах.

 

Икона Спаса Вседержителя располагается как правило в главном куполе Храма или возле Царских врат, в алтаре и в отдельно стоящем киоте, его изображают на священнических облачениях и на богослужебных книгах. Этот образ представляет Иисуса Христа как Господа и Спасителя. Во Владимирском Соборе есть изображение Господа Вседержителя кисти Васнецова в главном куполе собора и на главном иконостасе и кисти Нестерова в иконостасе на хорах.

 

Обычно на парусах главного купола распологаются изображения евангелистов. Паруса это элементы конструкции купола в местах перехода цилиндрической формы купола к прямоугольнику основания купола, - как правило опирающегося на 4 колонны. Подробнее можно посмотреть статью - крестово- купольный храм.

 

В соответствии с традицией в восточной стене алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие - апсида. Часто апсидой заканчивается каждый из нефов храма, т.е. обычно их три. Неф или корабль с французкого, это отделенный колоннами продольный от входа к алтарю участок храма справа или слева от основного объема - так называемого центрального нефа. На стене апсиды во Владимирском Соборе расположена божественная Богородица кисти Васнецова, а несколько ниже, скрытая для глаз верующих иконостасом - сцена Евхаристии - причастия, которое провел для апостолов сам Господь.

 

Вплотную к середине апсиды сооружается возвышение, где расположено кресло для епископа, как знамение трона, на котором невидимо восседает Господь Вседержитель. Эта часть храма именуется Горним местом. Архиерей, во время сидения или стояния на горнем месте, изображает Самого Иисуса Христа, а священники, служащие с ним - святых апостолов. В первые века христианства горнее место в храмах пользовалось особым почитанием. Священномученик Петр, правивший Церковью в Александрии, в течение всей своей жизни так и не посмел взойти на ступени горнего места, каждый раз видя на нем блистающий свет и чувствуя некую Божественную силу.

 

В алтаре храма обычно имеется особый светильник из семи ветвей, который располагается с восточной стороны Престола перед Горним местом. Семисвечник знаменует собою райское древо жизни, а число лампад - семь таинств Православной Церкви, тех благодатных даров Святого Духа, которые изливаются на верующих благодаря Искупительному Подвигу Иисуса Христа.

 

В северо-восточной части алтаря, слева от Престола находится жертвенник, который по внешнему виду подобен Престолу, а по размерам бывает меньше его. Свое название это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной Литургии, во время которой хлеб и вино особым образом приготавливаются для последующего Таинства. В некоторых случаях при богослужении жертвенник напоминает нам пещеру, в которой родился Иисус Христос. А в некоторых - гору Голгофу, на которой он был распят.

 

Алтарь, как правило, имеет три окна, символизирующие троический свет Божества. По причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии алтарь как бы повторяет собой ту прибранную горницу, где состоялась Тайная Вечеря перед крестной смертью Иисуса Христа. Святость этого места настолько велика, что в древности вход в алтарь был строго запрещен кому-либо из мирян, как женщинам, так и мужчинам. Впоследствии в алтарь стало дозволено входить церковнослужителям в сане иподиакона, чтеца, алтарника или инокиням женских монастырей, которые помогают в соблюдении убранства этого святого места. Мы имеем возможность заглянуть в за-алтарное пространство также и со второго этажа собора, с хоров, воспользовавшись ссылкой на соответствующую панораму.

 

Адриан Прахов
Полное изображение
Иконостас выполненный по рисункам Адриана Прахова